Здесь
вы можете найти все о настройках вашего ПК
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Обзоры HARDWARE и прочее
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Делаем
компьютер тише (Мертвые с косами и тишина…)
|
||||||||||||||||||||||||
Скажите, вас утомляет шум компьютеров? Может быть, он мешает вам полноценно общаться, слушать музыку или работать тихими вечерами (а окружающим — спать)? Давайте поговорим об акустических свойствах персональных компьютеров и методах снижения издаваемых ими шумов. Ну, а «мертвые с косами» — это всего лишь вентиляторы (такие крутящиеся штуковины с лопастями, похожими на косы J), неизменно присутствующие в современных компьютерах и ответственные за немалую долю производимых ими звуков. Замечу
сразу, что есть достаточное количество людей, которым наплевать, даже
если их компьютер шумит как мощный фен или пылесос. Или, например, экстремальных
оверклокеров («разгонщиков»), которые навешивают на каждый из компьютерных
компонентов по паре-тройке пропеллеров, так что с производимым ими гулом
невольно приходится мириться (в том числе, и окружающим) в угоду лишнему
мегагерцу процессора/памяти или добавочному кадру-в-секунду в каком-нибудь
«Кваке». Это уже анамнез, и терапия данного обзора в таких случаях бесполезна.
С другой стороны, есть специфические категории компьютерных пользователей
(например, звукорежиссеры и т. п.) или просто фанатичные почитатели тишины,
которым необходимы практически бесшумные компьютеры (как телевизор без
звука). Здесь данный обзор тоже, боюсь, не поможет (ждите Исследования показывают, что все большее число компьютеров используется дома, в жилых комнатах и даже в спальнях, где посторонние шумы особенно заметны, а порой и влияют на здоровье. Кроме того, в последнее время появился большой класс бытовых или околобытовых задач, где компьютер выступает как простой Интернет-терминал или мультимедийный центр развлечений (Hi-Fi аудиоцентр, цифровой видеомагнитофон, игровой центр). В таких случаях предельная минимизация собственных звуков компьютера также очень актуальна. В самом деле, кому понравится слушать высококачественную музыку в присутствии постоянного шумового фона, заметно ограничивающего динамический диапазон музыкального произведения даже при прослушивании на максимальной громкости и низводящего качество звука до уровня дешевого кассетника? А ведь именно отчетливость тихих нюансов отличает качественную музыку. Или, например, дать задание компьютеру записать ночью нужную теле- или радиопрограмму,оставить его обсчитывать какую-нибудь задачу или скачивать нужную информацию из интернет. Хорошо, если при этом ПК находится в другой комнате. А если в этой же и сон у вас и ваших близких не такой уж крепкий, а компьютер не такой уж и тихий? Поэтому в уходящем году ведущие производители компьютеров и комплектующих стали, наконец, обращать повышенное внимание на акустические характеристики производимой продукции. Но прежде, чем перейти к практике и рассмотреть конкретные способы снижения шума в наших ПК, попробуем коротко разобраться в некоторых вопросах теории восприятия звука человеком. Область слышимых нами звуков ограничивается как по частоте диапазоном примерно от 20 до 20000 Гц (с возрастом ухудшается), так и по громкости — порогом слышимости снизу и болевым порогом сверху. Порог слышимости на частоте 1000 Гц соответствует звуковому давлению около 20 мкПа (интенсивность, или мощность звука при этом — 1 пВт на квадратный метр, что много меньше, чем излучает комар) и принимается за уровень 0 дБ — это те звуки, которые средний человек может едва расслышать в абсолютно тихой комнате. Болевой порог на частоте 1 кГц соответствует звукам в миллион раз превышающим порог слышимости по звуковому давлению, то есть примерно 20 Па (интенсивность или мощность звука при этом выше в миллион миллионов раз и равна 1 Вт на квадратный метр). Болевой порог сопоставим с шумом взлетающего рядом с вами реактивного истребителя или громкостью расположенной в паре метров от вас большой акустической системы на рок-концерте. Этот уровень звука принят за 120 дБ. Для измерений силы звука применяют как абсолютные единицы — звуковое давление и мощность звука, — так и относительные (относительно порога слышимости) уровни громкости (в фонах), звукового давления или мощности (в децибелах). Звуковое давление – это давление звуковой волны, которое ощущается ухом. Мощность звука определяется как средняя величина акустической энергии, излучаемой объектом. Имеет место логарифмическая зависимость уровня громкости от звукового давления (на частоте 1000 Гц): D = 20 lg (P/Pmin), где D — текущий уровень громкости, (в децибелах или фонах), P — текущая величина звукового давления, и Pmin — величина звукового давления для порога слышимости. Для мощности (интенсивности) звука эта формула имеет вдвое меньший коэффициент пропорциональности: D = 10 lg (I/Imin), где I и Imin — соответствующие мощности звука в ваттах. В последнее время принято характеризовать громкость звука компьютерных компонентов именно в уровнях звуковой мощности, поскольку давление дает менее достоверные результаты. При этом результаты измерений мощности «взвешивают» в соответствии с чувствительностью человеческого уха на разных частотах (подробности ниже). При измерении громкости звука не случайно выбрана логарифмическая (от абсолютных величин мощности и звукового давления) шкала. Дело в том, что большинство человеческих органов чувств, в том числе и слух, работают примерно по логарифмическому закону Вебера—Фехнера: прирост силы ощущения пропорционален логарифму отошения энергий двух сравниваемых раздражений. То есть мы воспринимаем не абсолютные величины сигналов, а их относительные изменения друг относительно друга. Например, равноотстоящие друг от друга (по нашим ощущениям) одинаковые ноты в соседних октавах отличаются по частоте сигнала вдвое независимо от высоты октав. Аналогично и с интенсивностью света и звука — в среднем мы можем различить два сигнала по громкости, если они отличаются друг от друга не менее чем на 3 децибела, то есть вдвое по мощности звука (или в 1,4 раза по звуковому давлению). На этом принципе, в частности, построены все цифровые регуляторы громкости в радиоаппаратуре. Конечно, в наиболее чувствительной для человека области частот отдельные одаренные индивидуумы способны различать уровни громкости и в 0,5 дБ (1,12 раза по мощности звука), однако исключения лишь подтверждают правило. В случае же примерно равномерно распределенного по всему спектру шума компьютера оценки чувствительности уха дают именно 2–3 дБ. Динамическим диапазоном источника звука считают разность его максимальной и минимальной громкости в децибелах. Например, для концертного рояля минимальная громкость составляет примерно 35 дБ (исполнение с оттенком громкости «пиано-пианиссимо»), максимальная — 80 дБ, а динамический диапазон равен, соответственно, 45 дБ. Различные источники звука характеризуются разными динамическими диапазонами, но нас будут интересовать главным образом минимальные и типичные уровни громкости этих источников. Так, например, для речи минимальная громкость равна 25–30 дБ (шепот), негромкий разговор соответствует примерно 35–45 дБ, для симфонической музыки, обладающей, кстати, одним из самых больших динамических диапазонов в 70–75 дБ, минимум — это 35 дБ, и так далее (см. рисунок ) Не вдаваясь в подробности, отметим, что на частотах выше и ниже 1 кГц порог слышимости, болевой порог и уровни одинаковой громкости соответствуют другим (как правило, большим) величинам звукового давления и мощности. То есть, чтобы звуки, имеющие частоту, например, 100 или 10000 Гц воспринимались нами как имеющие такую же громкость, как и звук на 1000 Гц, они должны иметь большую мощность. Причем зависимости кривых равной громкости от частоты и громкости далеко не тривиальны и приводятся в виде немонотонных графиков в специальной литературе (см. рисунок 3 или, например, книгу Ю. И. Козюренко «Высококачественное звуковоспроизведение», М.: Радио и связь, 1993). Еще одной особенностью человеческого слухового восприятия является маскирование одного звука другим. Эффект маскирования чистого синусоидального сигнала посторонним шумом оценивается величиной, указывающей, на сколько децибел повышается порог слышимости маскируемого сигнала над порогом его восприятия в тишине. Четкое восприятие звука возможно только в том случае, когда его интенсивность заметно превышает уровень помех в том же диапазоне спектра, причем это превышение должно быть минимум на 10–15 дБ. Таким образом, посторонний шум будет снижать динамический диапазон полезных источников звука, причем порой весьма существенно и вплоть до невозможности различить полезный сигнал. Что это дает в нашем случае? Типичный шум одного современного системного блока персонального компьютера составляет 35–45 дБ. Это значит, что, находясь вблизи него мы вряд ли сможем понимать шепот и будем говорить, повышая голос (примерно до 50–55 дБ), чтобы лучше различать речь друг друга на фон его шума (помните про маскирование?). А про высококачественное прослушивание фортепианной или симфонической музыки можно забыть вообще, поскольку это потребует неестественно большого увеличения ее громкости (для оркестра — даже выше болевого порога: 35+75+15 дБ), дабы не сужать ее динамический диапазон. Более того, если в небольшом помещении находятся, например, десять компьютеров, общий уровень шума от них будет до 10 дБ выше, чем от одного (до 50–55 дБ), то есть находиться и разговаривать в таком помещении ежедневно по 8 часов подряд будет весьма утомительно. Да что греха таить, сидение целыми днями вблизи даже одного системного блока нередко приводит к повышенной усталости. Каковы же «гигиенические нормы» для шумности компьютера? Это определяется не в последнюю очередь окружающей шумовой обстановкой в помещении, где он расположен. В самом деле, нет смысла делать тихим офисный компьютер, если шум от проносящихся под окнами по оживленной улице автомобилей, работающих кондиционеров или постоянно болтающих сотрудников превышает 45 дБ. Компьютер на их фоне вообще не будет слышен, поскольку суммарный шум от двух источников одинаковой громкости всего на 3 дБ выше каждого из них, и такая разница, как мы помним, почти неразличима нашим ухом. Другое дело, когда один или несколько системных блоков расположено в относительно тихом помещении. Шум, скажем, от трех-четырех компьютеров будет на 5–6 дБ выше одиночного, фон обычного (тихого) городского помещения равен примерно 30–35 дБ, то есть приемлемым можно считать шум одного блока на уровне 30 дБ. Третья ситуация — для тихой домашней комнаты. Фон такой комнаты днем 25–30 дБ и 15–25 дБ ночью (если никто не храпит). И если для дневного сидения компьютеру достаточно шуметь на те же 25–30 дБ, то для неслышной ночной работы ему потребуются уже почти нереальные нынче 20 дБ. Примерно такие же жесткие требования будут и для ПК, расположенного в звуковой студии или предназначенного для высококачественного прослушивания музыки на внешних акустических системах (не на наушниках). Как видим, нынешним системным блокам пока далеко до подобных «гигиенических требований», однако стремиться к этому следует. И не последнюю роль здесь играет продуманный подход к производству и подбору компьютерных компонентов. Итак, перейдем к практике, и рассмотрим, как же можно уменьшить шум компьютера в условиях нынешней действительности. В
типичном компьютере можно выделить несколько паразитных источников звука: Пункты
5 и 9 исключим сразу: некачественно собранные блоки питания надо отправлять
в ремонт или на замену, а с какой силой вколачивать клавиши в стол — каждый
решает для себя сам. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что есть
тихие клавиатуры с «мягким ходом» клавиш, а есть и громкие с «кликом»
или некачественные с посторонними щелчками. Как видно из этого списка,
наибольшее количество источников компьютерных шумов — это различные вентиляторы
(те самые «мертвые с косами»). Далеко в прошлом остались те времена, когда
персональные компьютеры могли обходиться без них. Самыми тихими из массовых
ПК за всю историю были, наверное, компьютеры класса «ZX Spectrum» — они,
как правило, не содержали ни одного вентилятора (блоки питания тогда были
маломощные, и им хватало естественного обдува), не имели винчестера и,
тем более, CDROM’а. Лишь редкий скрежет пятидюймового FDD или скрип кассеты
нарушал полную тишину. IBM PC-совместимые машины вплоть до некоторых 486-х
моделей шумели только винчестером и одним вентилятором блока питания (да
и тот при желании можно было отключить, поскольку потребление было невелико).
С приходом Pentium’ов вентиляторы прочно обосновались на процессорах
(исключение — некоторые модели ноутбуков), а с появлением мощных 3D-ускорителей
графики — и на некоторых видеокартах. Нередко в корпус системного
блока ставят дополнительные вентиляторы для обдува чипсета, винчестеров,
видеокарты, и просто для лучшей циркуляции воздуха внутри блока. Однако
именно вентиляторы, как правило, производят львиную долю шумов системного
блока. Средний шум одного вентилятора оценивается в 34 децибела, но разброс
от модели к модели может быть весьма велик (см., например, Более
долговечными считаются вентиляторы на подшипниках качения (ball bearing),
то есть шарикоподшипниках. Они, как правило, способны работать 3-5
лет и даже больше. Однако их шум не такой уж и слабый — сказывается большое
количество вращающихся деталей. Обычно более тихими (и дешевыми) являются
вентиляторы на подшипниках скольжения (sleeve bearing), где втулка ротора
скользит в статоре благодаря тонкой прослойке масла. Считается, что такие
пропеллеры менее долговечны, однако практика показывает, что они тоже
способны работать несколько лет, особенно если подшипник изредка смазывать.
Зато у вентиляторов на хороших подшипниках скольжения отсутствуют дополнительные
«дребезжащие» звуки, характерные для подавляющего большинства подшипников
качения, и их звук практически полностью состоит из шума воздуха в лопастях,
чего не скажешь о ball-bearing вентиляторах. Так, например, модные нынче
«турбинные» кулеры для процессоров (типа Чтобы дополнительно понизить звук, издаваемый вентиляторами, особенно в части шума воздуха в лопастях, можно пойти по пути разумного снижения скорости их вращения. В самом деле, всегда ли нам нужен пропеллер, гоняющий воздух (и пыль) на полную мощность своих 5000 оборотов в минуту? И где та грань, когда принудительный обдув радиаторов необходим? Очевидным мерилом является температура (радиатора, процессора, окружающего воздуха внутри корпуса). До тех пор, пока эта температура не превышает некоторой определенной величины, вентиляторы могут работать вполсилы или не работать вообще. А с повышением температуры — постепенно ускоряться до своей максимальной скорости. Так, например, радиаторы современных блоков питания для ПК остаются практически холодными при типовой нагрузке (обычно она заведомо меньше половины максимальных возможностей блока), то есть, нет никакой необходимости «гонять» вентилятор блока питания на полных оборотах, тем более что часто именно он дает основной вклад в шум системного блока. В некоторых дорогих блоках питания уже встроена функция регулировки скорости вращения, и эти блоки работают заметно тише обычных. То же можно сказать и о тепловом режиме работы процессора или видеокарты. Действительно, в процессе работы компьютера эти компоненты далеко не всегда загружены работой на полную мощность своих сотен мегагерц. Более того, для огромного числа интерактивных (то есть, ожидающих действий человека) приложений (текстовые и графические редакторы, интернет-браузеры и др.) требуются лишь кратковременные всплески активности процессора, тогда как остальное время он практически бездействует или имеет очень низкую загрузку. Чтобы снизить тепловыделение процессора во время даже кратковременных (доли секунды) простоев применяются различные программные охладители, например, CPUidle, Waterfall и др., которые при помощи специальных команд «усыпляют» процессор во время пауз в работе, благодаря чему его температура резко снижается. Более того, подобные средства программного охлаждения уже встроены в ядро многих современных операционных систем (Windows 98SE, ME, NT 4.0 и 2000, Linux и др.), и достаточно лишь их активизировать (например, надо установить Windows при включенной в BIOS материнской платы опции ACPI, и эти команды начнут работать автоматически). При этом температура процессора во время вашей активной работы с Word'ом, Photoshop'ом, почтой или браузером вряд ли будет подниматься выше 35 градусов! В этих ситуациях вполне логично замедлить вращение вентилятора процессорного кулера, уменьшив его шум и существенно увеличив срок службы. Для
каждого применения критическая температура регулировки вентиляторов может
быть своя, однако в большинстве случаев внутри системного блока вполне
подойдет единая универсальная настройка. До температуры термодатчика (расположенного
в нужном месте) в 35-40 градусов Цельсия (такая температура далека от
критической для любых компьютерных компонентов) вентилятор может вообще
не работать, либо работать с минимальным количеством оборотов. При этом
издаваемый им звук будет намного тише обычного (на 10-12 дБ при вращении
на половинной скорости), а долговечность работы вырастет в несколько раз!
По мере повышения температуры примерно до 55 градусов вентилятор должен
разгоняться на полную скорость, чтобы обеспечить штатный режим охлаждения
компонентов и не допустить выхода их из строя или рабочего режима по причине
перегрева. И выше 55 градусов — работать на максимальной скорости. К сожалению,
мне пока не удалось найти ни одной системной платы и/или программы мониторинга,
которая могла бы реализовать функцию регулировки скорости вентилятора
от температуры (будем надеяться на их появление в ближайшем будущем).Поэтому
функция управления скоростью вентилятора от термодатчика была реализована
мной в простой электронной схеме, доступной для самостоятельной сборки
любым начинающим радиолюбителем (приобрести изготовленные на заводе печатные
платы или готовые настроенные схемы различных модификаций можно, например,
на сайте Если вентилятор оснащен датчиком скорости вращения (три провода вместо двух), то этот третий провод (контакт №3 разъема на вентиляторе) надо пустить в обход схемы. При этом датчик вращения будет исправно работать до напряжения на вентиляторе 4,5-5 Вольт, выдавая меандр с логическими уровнями 0 и 5 вольт и удвоенной частотой вращения ротора: два противоположно расположенных на роторе (для равновесия) магнитика поочереди «включают» датчик Холла в статоре, имеющий выход типа открытый сток (коллектор), «подтянутый» на системной плате резистором к питанию +5 В. Однако при низких скоростях вращения (обычно ниже 2600 об./мин. для питания вентилятора меньше 6,5 В) многие материнские платы не способны адекватно считать обороты, выдавая при этом 0. Уверенный счет чаще начинается с 2800-3000 об./мин., так что это нужно учитывать в работе, чтобы попусту не пугаться. Таким образом, эта простенькая приставка обеспечивает удобное регулирование скорости вращения любых вентиляторов в системном блоке и способна реально снизить шум вентиляторов на 10-12 дБ, что производит весьма благоприятное впечатление даже на «невооруженный» слух. В случае управления пропеллером процессорного кулера, приставку удобно поместить прямо на его радиатор, а датчик прижать к радиатору в необдуваемой области. Хорошим решением является приобретение вентилятора с увеличенным диаметром и большими лопастями (см. рисунок слева), поскольку даже на малых оборотах он имеет повышенный воздуходув. Для видеокарт монтаж приставки несколько затруднен, однако есть достаточно большое количество даже самых современных видеокарт, не нуждающихся в вентиляторах — это Matrox’ы, различные Voodoo, и большинство более старых карт. С радиаторами идут в основном только чипы от Nvidia и ATI. Поэтому если вам так важна тишина, можно выбрать и соответствующее видео. Перейдем
теперь к звукам, издаваемым дисководами. Если тишина дисководов для гибких
дисков (дискет, FDD) нас не очень беспокоит, поскольку общение с ними
происходит все реже и реже (здесь одними из наиболее тихих традиционно
являются приводы от Sony), то шумность CDROM’ов у всех на слуху (простите
за каламбур). Медленные (и тихие) модели давно перестали выпускаться,
а современные 40-50-скоростные в погоне за рекордами раскручивают компакт-диски
до 8000 и выше оборотов в минуту, что не есть тихо даже при идеальной
центровке дисков и хорошей звукоизоляции. Аналогичным недостатком с недавних
пор обзавелись и высокоскоростные DVD-ROM приводы. Не рискну рекомендовать
вам весьма дорогую и тихую 72-скоростную CD-модель от |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
2003 All rights are protected | ||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||